"Томский Дом", май 2012г.
СДЕЛАНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ
О простом и сложном в ремонте и реконструкции зданий
Работу ООО «Томскремстройпроект» видел любой Томич даже тот, кто, может быть, никогда не слышал название этой компании: предприятие уже многие годы специализируется на капремонте объектов социальной сферы. Поэтому Томскремстройпроект - это отреставрированный Русско-немецкий дом, Дворец творчества детей и молодежи, кадетский корпус и Мариинская гимназия. Музей истории Томска и церковь Александра Невского, множество школ, детских садов, больниц и поликлиник - всё это работа предприятия и её бессменного руководителя Виталия Малащука. В этом году, как обычно, Томскремстройпроект трудится на более чем десятке разных объектов: сдают одни, заходят на другие. Коллектив - 450 человек не простаивает никогда: сделано очень много, но в очереди на ремонт - ещё десятки зданий.
В ТАКИХ УСЛОВИЯХ МОЖНО РОЖАТЬ
- Ремонт начался 1 июля 2011 года и уже завершился, дело за мебелью. Свою работу по ремонту акушерского отделения мы практически сделали всю, - главный инженер ООО «Томскремстройпроект» Александр ИЛЬЧЕНКО окидывает взглядом закрытый сайдингом четырёхэтажный корпус роддома № 4:
- Из прежнего здесь остались только стены, перекрытия и кровля - её меняли года два назад. Всё остальное сделано заново: отделка, сантехника, водопровод, канализация, отопление, вентиляция, видеонаблюдение, пожарная сигнализация...
Корпусом предприятие гордится:
- До этого мы делали много медицинских объектов: вторую медсанчасть, роддом № 2, роддом № 1, горбольницу № 3... Но такого у нас раньше не было: 6 тысяч квадратных метров вместе с подвалом, и всё - с мощнейшей оснащённостью! В 2010 году поменялся СанПиН, новый стал гораздо строже. Раньше для вентиляции достаточно было вытяжки, сейчас в любом помещении необходимо раздельно устанавливать приток и вытяжку. Вентиляция по новым нормативам потянула на шестую часть стоимости объекта. -
- Когда закончили, организовали выезд сюда своего офиса - проектировщиков, бухгалтерии, - рассказывает Александр Павлович. Женщины сказали: между условиями, в которых рождали мы, и этими огромная разница!
Главный инженер устраивает экскурсию и для журналистов «Томского дома».
- Прихожая симпатичная, - отмечаем мы сразу на входе.
- Здесь несимпатичного ничего нет. Все работы, которые вы видите, сделаны нами.
- Вы куда? У нас тут уже практически стерильно! - в коридоре нас встречают сотрудники роддома, но тем не менее радушно показывают помещения.
- Медики больше месяца всё отмывают, мы протёрли просто водой, а они работают специальными составами, объясняет Александр Павлович. - На втором этаже женщины уже лежат, мы туда не пойдём. Вот палата на три места: туалет, душ, отдельная раковина. Уже стоит вся мебель: стол, холодильник, пеленальный столик. На стенах хороший кафель: везде в корпусе плитка, это обязательное условие. После каждой выписки в палатах проходит санобработка, всё заливают дезинфицирующими растворами. После каждой роженицы обрабатывают родовой зал. Раньше стены красили масляной краской: только её можно было мыть, сегодня эти краски запрещены горючие.
Однако, глядя на стены, даже в голову не приходит словосочетание «казённое помещение» - такую плитку заботливая хозяйка вполне могла бы купить себе в квартиру.
- Двух одинаковых палат вы не увидите, - замечает Александр Ильченко. - Это было бы уныло. Надо отдать должное медикам: они проделали большую работу, чтобы создать эту красоту - всё согласовывали, ездили с нами выбирать плитку. Какая им понравилась, такую мы приобрели. Мы всегда в таких случаях идём навстречу - им здесь работать. А мамам - лежать по пять-шесть дней, надо, чтобы им было уютно.
Палаты занимают второй и третий этажи. На четвёртом только родильные залы, и каждый - только на одну роженицу:
- Если раньше три кресла могли поставить, то по новым СанПиНам женщина должна рожать одна в палате, - говорит наш экскурсовод. - Уже установлено оборудование, и тоже нерядовое. В одном из залов помимо прочего в углу установлена ванна типа джакузи.
Этот родзал приспособлен для родов в воде. А для помощи в сложных случаях рядом находятся уже насыщенные оборудованием операционные. Раньше в акушерском отделении было три операционные, сейчас пять и девять родовых палат. Если женщина плохо себя почувствует, переедет в реанимационное отделение.
Поблизости отделение интенсивной терапии для новорождённых: стеклянные перегородки, приборы, кювезы. Пусть малыши совсем крохи, для отделки стен кто-то заботливо выбрал плитку с жирафиками.
Помимо технологичного медицинского оборудования в здании много другой автоматики. Установлена система видеонаблюдения в коридорах, родильных залах и палатах: это поможет вовремя оказать помощь роженице и, что тоже актуально, обезопасить врачей - на случай, например, если мамочка сама уронила ребёнка, а обвиняет медиков в получении родовой травмы. На всякий случай в каждой палате есть ещё и кнопки вызова: если нажать, над дверью загорится лампочка, сообщая, что нужна помощь.
Подвал почти весь (кроме отделения для приёма и обработки крови для операций) выделили персоналу роддома.
- Здесь будут раздевалки, медики приходят на работу, переодеваются. Наверх в обычной одежде заходить нельзя. Для удобства установлены отдельные санузлы, раковины, шкафчики. Все помещения медики уже сами распределили по отделениям.
Чтобы создать врачам комфорт, в подвале пришлось поднять потолок, раньше под ним невозможно было пройти не нагнувшись. Здесь же расположено «сердце» вентиляционного оборудования: четыре вентиляционные комнаты, и ещё девять «приточек» - на техэтаже. Только глядя на переплетение труб, понимаешь, насколько мощная система смонтирована в здании.
На первом этаже - тоже родильное отделение и приёмная. Но не такая, к какой привыкли в большинстве больниц. Сделано несколько отдельных входов на все случаи. Пристройка с пандусами - для рожениц на каталках. Отсюда их везут в приёмный покой и дальше - по родильным залам. Отдельный вход в отделение патологии беременных, тоже с пристроенным пандусом. Отдельный вход с улицы (и даже с другой стороны от обычных рожениц) - в совершенно особый родзал - для женщин без медицинских документов. Пока они рожают, медики делают анализы на различные инфекции. Если ничего опасного нет, мамочку переводят в палату. Если обнаружено что-то неприятное, женщину тоже отправят в палату, но отделённую от остальных.
Самый красивый вход - тот, что на самом деле выход: для выписывающихся мамочек. Здесь их будут ждать родные и друзья. Здесь же - вход во встроенную церковь: верующие женщины могут молиться за себя и младенца, не покидая стен роддома.
- Сейчас в здании отлаживают вентиляцию, а наши бригады переходят в гинекологическое отделение.
ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ГЕРМАНИИ
- В Аникино раньше был детский сад одного из заводов. Много лет он простоял заброшенным, но в прошлом году город нашёл деньги на ремонт, - рассказывает Александр Ильченко. - К сегодняшнему дню мы практически закончили капремонт: осталось построить котельную (теплотрассу уже вывели) - и можно запускать. Теперь это детский сад № 54, очень большой, в городе другого такого нет по размерам и расположению - вокруг лес, свежий воздух.
- Будет 17 групп, 330 мест, - нас встречает заведующая Людмила ЧЕПЕЛЕВА. - Из них шесть групп - для инвалидов с ДЦП, нарушениями речи, болезнью Дауна. Будут две ночные группы и две продлённые, до 9 вечера, для занятых родителей. Уже записалось 128 местных детей - из Аникина, Апреля и 78 инвалидов. Остальные места будем предлагать горожанам; это - дело комитета по общему образованию. Автобусы сюда ходят великолепно.
- Те, кто делал ремонт, прислушивались к каждому нашему слову, - хвалит рабочих Людмила Владимировна. - И строители, и наши работники трудились на один результат. Уголочек забора надо было «скосить» - сделали, чтобы там осталась сосна. Рядом будет альпийская горка, уже положили камни. А кедр какой сохранён, смотрите! А ёлка какая шикарная! На территории оформлен уголок леса, поля и огород. У каждой группы есть своя прогулочная площадка, общая спортивная.
Внутри детсад выглядит не хуже:
- Кухня у нас - как операционный зал, - хвастает заведующая, по последним нормам: овощной цех, мясной, кондитерский; пароконвекторы для вторых блюд, котёл. Всё предусмотрено для детского питания. Вентиляции уже устроили испытания - работает!
Очень хорошо сделан медицинский блок. Есть музыкальный зал с проектором и интерактивной доской, спортивный зал. Прачечную не показываю, но тоже очень интересная. А какой у нас бассейн! Будем детей закаливать и учить плавать.
Вот комната водоподготовки, вот сама чаша; раздевалка, туалет, душевые... Это комната для приёма фиточая. В бассейне будут заниматься группы по 12 человек под присмотром тренера и медсестры. Мой заместитель Ольга Мальцева по совместительству ещё и тренер. Физвоспитание у неё на первом плане.
О своем детсаде она, похоже, может говорить бесконечно, и только в превосходных степенях:
- Посмотрите, какие туалеты в каждой группе: кабинки отдельно для девочек и мальчиков. В каждой группе - туалетная комната для сотрудника. Никуда ему не надо бежать и не отговориться, почему ушёл и бросил детей. Для няни всё предусмотрено, - ведёт в другое помещение заведующая, - раковина, шкафчики, бойлер для горячей воды, если вдруг отключат - работай, няня! Вот небольшая группа для детей с задержкой речи, по нормам их всего 12 человек. Но тоже всё предусмотрено. Думаю, им будет хорошо.
В группах собирают мебель:
- У нас экологически чистые столики и стульчики. Очень интересные шкафчики для игрушек: в виде замков, корабликов. Всё продумано: в раздевалках за шкафчиками проходит система отопления, чтобы всё сохло.
- Смотрите, какая красивая лестница! - Людмила Владимировна идёт к очередному объекту её гордости, - дизайнеры придумали. Когда сделали, заммэра Алексей Балановский оценил: «Как выглядит дорого!» У нас три лестницы и все разные: зелёная, оранжевая и вот эта. Это же садик, здесь не может быть ничего скучного.
- Пришёл один родитель, у него ребёнок инвалид, лечится за границей, говорит, детский сад № 54 лучше, чем в Германии. Спросил, мы живём при социализме или при коммунизме, - улыбается заведующая.
- Такая отделка во всех детсадах. Отремонтировали уже больше десятка, - замечает Александр Ильченко.
К 1 СЕНТЯБРЯ БУДЕТ ГОТОВА!
- Здесь 4 тысячи кв. метров без учёта подвала, - главный инженер показывает школу № 42 на ул. Елизаровых. - Делаем комплексный капитальный ремонт с заменой всех инженерных систем, кровли, окон, дверей, отделки, вентиляции, пожарной сигнализации... Здесь никогда не было спортплощадки - маленький участок. Дети бегали по асфальту. Всё же мы нашли место: на входе планируем сделать мини-поле для футбола и совмещённое баскетбольно-волейбольное поле. Начали работу на объекте в первых числах апреля. Объём сделали уже приличный: поменяли все окна, кровлю, многое успели внутри...
- Корреспондентов ведём к тебе, - главного инженера на входе встречает прораб Владимир ЖИГУЛОВ. - Пойдёмте на третий этаж, - прораб ведёт показывать объект. На первом этаже - как Мамай прошёл - голые кирпичи. - Сделан практически полностью демонтаж, - соглашается он. - Оставался только каркас школы: стены, капитальные перегородки.
Тем не менее мужчины настроены оптимистично:
- Первого сентября дети начнут заниматься. На верхних этажах коридоры и классы уже подготовлены: потолки сделали, стены выровнены под покраску, пол под гомогенное покрытие. Вот здесь уже и обои наклеены, покрытие лежит. Осталось светильники закрепить - и заходи, учись.
В рекреациях на стенах будет плитка, местами её уже наклеили. На полу керамогранит: «Тот пол, что есть, хорошо не отремонтируешь, а плохо мы не делаем».
- Сделали перепланировку - не хватает классов, поэтому часть рекреаций отвели под классы английского языка. Построили для этого новые перегородки. Пристроен конференц-зал для показа фильмов. На первом этаже тоже перепланировка: у входа будет раздевалка и охрана, а на месте прежней раздевалки актовый зал. Мы так уже делали в 37-й школе: у них тоже была несуразная раздевалка. А теперь хороший актовый зал, там прошёл «Последний звонок», - рассказывает Александр Павлович.
Ремонт идёт везде: в спортзале демонтаж и летает штукатурка, на улице параллельно - монтаж фасада. На стене лестницы перед столовой - странный проём.
- Здесь были стеклоблоки - зелёные, страшные. А будет витраж. Сохраните сегодняшние фотографии, сфотографируете школу после сдачи - увидите, какой будет контраст, - обещает строитель.
ДЕСЯТКИ ОБЪЕКТОВ
- Александр Павлович, за полтора месяца в школе так много сделали, это обычная скорость работ?
- Эти объекты не сравнить по сложности с роддомом. Тем более у нас большой опыт, школ мы отремонтировали уже десятка два. В прошлом году сделали тридцать седьмую - большая школа, и её пять лет назад закрывали по суду из-за аварийного состояния. Отремонтировали за восемь месяцев. В 2010 году мы работали в школе № 54 на Черемошниках. Её невозможно было переселить - детям пришлось бы далеко ездить. Её освободили для нас 1 июня, а 25 августа - за неполных три месяца мы открыли школу. Там буквально на каждом квадратном метре работало по человеку, доходило до 150 работающих. Не успели сделать только кухню, доделывали её летом 2011 года. Зато дети учились, не покидая родных стен. Так что и этот объект к середине августа сдадим, - уверен Александр Ильченко.
Сейчас «в работе» у Томскремстройпроекта больше десятка объектов. Три детсада: кроме № 54 ещё два небольших, на шесть групп каждый по пр. Ленина, 116 (где были кабинеты переподготовки кадров департамента образования) и на ул. Алтайской, 99; две школы - № 16 и 42. Гинекологическое отделение роддома, станция скорой медицинской помощи, бассейн им. Шевелёва (бывший «Химик»), детская больница № 1 на Московской тракте, 46.
- Её невозможно закрыть, поэтому работаем поэтапно, - рассказывает Ильченко. - Отремонтировали 4-й, 3-й, 2-й этажи, сейчас нам освобождают первый. Заходим на новые объекты: гимназия № 1 на ул. Нахимова уже выселяется, с 4 июня начинаем работать. Это очень большая школа - 9 тысяч квадратных метров. Тоже нужен полный ремонт, здесь всего несколько классов в хорошем состоянии, которые ремонтировали за счёт спонсоров, постараемся их сохранить. Это будет первая инновационная школа в городе Томске.
КАПРЕМОНТ ПО-ТОМСКИ
- Уже лет 10-12 прошло с тех пор, как город принял правильное решение - делать комплексный капремонт. Оказывается, так поступают не везде, - рассказывает Александр Ильченко. - Два года назад мы ездили в Барнаул. Увидели новость в Интернете, что там сделали школу с «умной» системой отопления, захотели посмотреть. Приехали - стоит обшарпанная школа, на компьютер выводятся данные по теплу, счётчик потерь. Заехали в местный департамент образования: «Мы занимаемся капремонтами, покажите нам школу с комплексным ремонтом». Отвечают: «У нас такого нет». Они ремонтируют частями: выделили деньги - сделали, например, кухню. Столовая так и стоит неотремонтированная. Классы ремонтируют родители. Не выделяют средств на капремонт... Так что не всё так плохо у нас в Томске, - улыбается строитель. - Многое делается для людей.
Елена ФЕОКТИСТОВА
|